Затуливетер Ю.С.: К новой стратегии РАН
формирование научно-технических основ системного решения в едином алгоритмическом пространстве общегосударственных задач стабильного развития и повышения конкурентоспособности страны
На высшем уровне официально озвучены новые большие государственные задачи: «новая индустриализация», «переоснащение ОПК и ВС», «25млн. новых рабочих мест». Эти задачи и публикации 7 предвыборных статей В. Путина можно рассматривать как начало принципиально нового этапа новейшей истории России. Первое десятилетие распада, как мы знаем, сменилось вторым десятилетием стабилизации. Обозначенные задачи должны стать ключевыми компонентами стратегии развития и качественного обновления страны, направленной на восстановление лидирующих позиций.
Несомненно, эти задачи чрезвычайно сложны и выглядят на текущий момент «неподъёмными». И не только по причине утраты прежних и отсутствия новых государственных механизмов системного осуществления крупномасштабных проектов. Они сложны принципиальной новизной и включением в глобальный мировой контекст. В условиях беспрецедентной по масштабам и динамике информационной сильносвязности Мир теряет устойчивость. Кризис мировой системы обрёл глобальные масштабы и выходит из-под контроля. Лидеры мировой экономики, обладающие колоссальными технологическими и финансовыми ресурсами, уже не в состоянии обеспечивать стабильное развитие мировой системы. Проблемы управления информационными сверхпотоками в ней становятся все более схожими с задачами управления цепными реакциями деления и синтеза ядер.
Многое говорит о том, что данная проблематика неразрешима в рамках существующего в мире технологического и организационного уклада, который уже не отвечает новейшим требованиям устойчивости мировой социосистемы. Происходящая на наших глазах утрата действенности рыночных и политических механизмов балансировки социосистем требует построения и научного обоснования интегрированных кибернетических моделей устойчивого развития в условиях глобальной сильносвязности. Наряду с этим необходима разработка качественно новых компьютерных технологий сетецентрического управления социосистемами всех уровней, способных в едином алгоритмическом пространстве эффективно и с минимальными издержками реализовывать эти модели с привлечением совокупного вычислительного потенциала глобальных сетей и суперкомпьютеров.
Очевидно, что сложившаяся на стыке тысячелетий исторически беспрецедентная ситуация требует всесторонней и глубокой научной проработки. Качественная новизна в том, что в условиях глобальной информационной сильносвязности только рыночные и политические механизмы управления устойчивым развитием уже не способны справляться с информационными сверхпотоками по причине своей недостаточной пропускной способности и недостаточной адаптивности к сильным структурным переменам. Ввиду особой системной и структурно-динамической сложности новейшей проблематики совершенно необходимы адекватные конструктивные научные методы и подходы к анализу и массовому решению многофакторных и междисциплинарных проблем устойчивости социосистем в условиях глобальной сильносвязности, основанные, прежде всего, на опыте точных наук.
В настоящее время одной из ключевых и первоочередных научных проблем становится изучение социумов в глобально и сильносвязном информационном пространстве как нового кибернетического объекта. При этом особое значение в решении новейших, ещё не осмысленных в полной мере задач, принадлежит методам и средствами точных наук. Успешное их решение возможно только с опорой и на интегрированные знания и опыт РАН, накопленные в ходе решения сложнейших научных задач и реализации больших проектов и на ту высочайшую культуру «индустриальных» методов организации фундаментальных и прикладных исследований, которая складывалась десятилетиями и доказала свою эффективность в решении важнейших государственных задач.
В отсутствие развитой экономики и венчурных механизмов продвижения наукоёмких инноваций раздробление уникальной научной платформы РАН в ходе бульдозерных реформ до уровня «автономных» завлабов сделает невозможным решение названных выше задач. Просто из-за совершенно иных масштабов системной сложности. Крупномасштабные проблемы изначально многофакторны и междисциплинарны и требуют полномасштабного применения системно-целостных, научно обоснованных методов междисциплинарного решения и соответствующего инструментария в широком спектре специализаций. Они изначально выходят далеко за рамки возможностей не только отдельных узкопрофильных лабораторий, ВУЗов и иных научных структур, но и министерств. Они выходят также и за рамки возможностей даже самых крупных корпораций в сферах ИКТ.
Надеяться на «импорт» мирового научного опыта, отвечающего масштабам проблем нашего переустройства, не приходится, поскольку таковой просто отсутствует. Если мы сумеем выстоять и настроить РАН на решение новейших задач междисциплинарной конвергенции, то, скорее всего, предстоит ориентироваться на опережающий «экспорт» наших новейших наработок во всё менее устойчивый и почему-то всё более стагнирующий мир передовых технологий.
Только с опорой на сохранившийся интеллектуальный и организационный потенциал РАН можно искать пути к решению сложнейших сильносвязных проблем. Наши реформы должны быть, прежде всего, направлены на мобилизацию РАН в целях формирования эффективных структур, методов, средств и инструментов междисциплинарной интеграции и их применения в решении больших задач.
XXI век в исторически беспрецедентных условиях глобальной информационной сильносвязности заново поставил задачи устойчивого развития государств и мировой социосистемы в целом. Их решение невозможно ни в кабинетах чиновников, ни в венчурном бизнесе, ни на площадях «оранжевых» революций. Цена ошибок в сильносвязном Мире неизмеримо вырастает, каждая может становиться началом фатальных цепочек. Роль науки в обеспечении устойчивого развития в условиях глобальной сильносвязности неизмеримо возрастает. В новой ситуации, когда «всё влияет на все и всё зависит от всего» можно рассчитывать только на выверенные научные методы и модели многофакторного структурирования, управления и развития. Только на их основе можно добиваться контроля над ситуацией и обеспечивать балансировку и устойчивость дальнейшего развития.
Это – новейшая фундаментальная проблема для мировой науки, пока не имеющая решений. Она требует новых уровней конвергенции высочайшего профессионализма учёных многих сфер знаний. Объединяя и культивируя многие жизненно важные направления исследований, РАН имеет для этого уникальные стартовые позиции. Не просчитанные скоропалительные “реформы” не должны сломать нашей стране её будущее.
Двадцатилетие отсутствия больших интеграционных проектов ослабило РАН, но её сохранившийся потенциал необходим для быстрого старта в новое будущее. Полноценное обновление РАН может произойти только в ходе выполнения больших проектов, требующих регулярных, научно обоснованных методов междисциплинарной интеграции и опережающего мировой уровень компьютерно-сетевого инструментария. И первые осязаемые шаги в становлении этого направления необходимо сделать в течение ближайших лет.
Вполне вероятно, что полномасштабное решение (при активном участии РАН) внутренних проблем переустройства нашей страны под исторически беспрецедентные требования XXI века создаст прецедент регулируемого перехода мировой социосистемы к новому технологическому укладу, который позволит минимизировать издержки перехода от текущего технологического уклада к новому. История показывает, что прежде такие переходы сопровождались перераспределением власти и собственности, которое может сопровождаться революциями и войнами.
В данных предложениях учитываются результаты исследований, направленных на формирование в глобальных сетях единого алгоритмического пространства распределённых вычислений и сетецентрического управления. Оно может составить основу для создания самоорганизующихся профессиональных социальных сетей конвергенции науки, бизнеса и государственных структур управления, а также предпосылки для полномасштабной и с минимальными издержками реализации глобально распределённых систем управления устойчивым развитием большими и малыми сильносвязными системами посредством выверенных кибернетических моделей.
Единое алгоритмическое пространство с опорой на практически неограниченный вычислительный потенциал компьютерной среды позволит вовлечь в процессы возрождения страны все конструктивные силы и станет универсальной инструментальной средой междисциплинарной интеграции и межвидовой конвергенции, без чего невозможно полномасштабное решение новейших задач устойчивого функционирования и развития всего разнообразия систем в условиях глобальной сильносвязности.
Приведенные аргументы позволяют сделать вывод о том, что закон о реформе РАН в его нынешнем состоянии не отражает стратегически содержательных целей реформирования РАН, направленных на решение задач развития страны, сформулированных Президентом РФ. Предложения по коррекции основных положений законопроекта должны восполнить недопустимые пробелы и определить ключевые требования и мероприятия по реформированию РАН, направленные на концентрацию её интеллектуального и организационного потенциала, а также иных ресурсов, в целях научно-технического обеспечения процессов системно сбалансированного решения важнейших общенациональных задач.
Ю.С. Затуливетер
к.т.н., в.н.с. Института проблем управления РАН
zvt@ipu.rssi.ru