ФИАН провел Школу молодых ученых
С 11 по 15 ноября 2012 года в г. Звенигороде (в пансионате «Звенигородский» РАН) прошла XIV Школа молодых ученых «Актуальные проблемы физики», организованная Физическим институтом им. П.Н. Лебедева и собравшая талантливых молодых ученых, студентов и аспирантов, а также ведущих ученых России.
Традиция проведения Школы молодых ученых в ФИАН возникла в 70-х годах, первая из них была проведена в 1976 году. После 1990 года, на фоне политических реформ в России, действие Школы было приостановлено, однако с 2004 года она возобновила свою работу, и с тех пор раз в два года собирает молодых научных сотрудников, аспирантов, выпускников и студентов старших курсов Академии наук, Научных Центров и ВУЗов на встречи с ведущими учеными России, и с каждым разом число желающих принять участие растет. В этом году проведению Школы была оказана поддержка Президиумом РАН, Отделением физических наук РАН, РФФИ, фондами «Династия» и «Успехи физики».
На фото: В.Н. Очкин с приветственным словом на открытии Школы молодых ученых
|
«ФИАН является головной организацией этой Школы, которая проводится с участием многих других дружественных физических организаций, Академии наук, Научных центров и ВУЗов. Надо сказать, она была предложена и впервые реализована молодыми учеными ФИАНа при поддержке Академии Наук СССР и ЦК ВЛКСМ. То есть не то, что бы старшие товарищи когда-то подсказали, эта мысль действительно родилась у молодежи, которая была не старше нынешних слушателей, но была услышана и поддержана - рассказал сопредседатель Оргкомитета Школы профессор Владимир Николаевич Очкин. - Вообще и в стране, и в мире проводится много специализированных конференций и школ по широкому спектру тематик, но эта школа уникальна на мировом уровне именно потому, что в ней представлены самые разные направления в фундаментальной и прикладной физике, в смежных с ней областях, которые на сегодняшний день представляют совместный интерес.»
Особенный интерес для современной научной молодежи, отметил в беседе Владимир Николаевич, представляют связи между фундаментальной и прикладной наукой. В современной физической науке они весьма диверсифицированы, в них вовлечены большие коллективы, в которых нарабатывается свой специфический «язык» общения и в какой-то момент специалисты различных направлений начинают плохо понимать друг друга. А ведь логика и диалектика развития науки таковы, что на определенных этапах успешное развитие и желание быть понятым обществом требуют наведения «мостов», соединения, казалось бы, различных достижений.
Поэтому в программу последней школы были включены лекции по самым разным направлениям. Например, лекция по новейшим результатам на Большом адронном коллайдере, и лекция о программе и первых результатах космической миссии «Радиоастрон». Также были представлены лекции и по достижениям в создании новых лазеров и использованию их как в медицине, в т.ч. с применением современных средств информатики, и о планах создания сверхсильных световых полей для генерации электрон-позитронных пар в физическом вакууме. Рассматривались вопросы переноса материи как в лабораторных экспериментах с лазерами, так и в атмосферах звезд под действием их собственного излучения. Лекция об электронном эмиссионном взрыве и природе так называемого «убегания» электронов показала прямую применимость результатов исследований таких физических явлений для разработки широкой гаммы генераторов мощных электронных пучков, которые уже реально создаются и востребованы на мировом рынке и т.д.
На фото: Спорные вопросы решаются в сотрудничестве
|
«Мы хотим показать, что в разных направлениях физики много общего, найти это общее чрезвычайно важно и продуктивно, хотя и далеко не всегда просто. По всем таким вопросам молодые ученые и маститые академики, причем из разных областей должны встречаться и разбираться вместе. Для привлечения молодежи в науку и понимания ей собственных перспектив представляется очень важной аргументированная демонстрация того, что российская физическая наука во многих международных коллаборациях вовсе не находится на «задворках», а либо равноправна либо лидирует. Радует, что ведущие ученые охотно принимают предложения по участию в нашей школе, выделяя для этого время из большого числа других своих занятий и хлопот» - отметил Владимир Николаевич.
На этой школе с лекциями выступали академики Г.А.Месяц, Л.М.Зеленый, Н.С.Кардашов, А.М.Шалагин, И.А.Щербаков, Ю.В.Копаев, Е.М.Дианов, В.Я.Панченко, чл.-корр. А.М.Сергеев, другие лидеры и руководители крупных проектов и направлений.
Поскольку молодежи важно знать, как в стране организована поддержка научных исследований, оргкомитет школы организовал встречу участников с представителями Российского фонда фундаментальных исследований Е.Р.Рудцкой и С.А.Цыгановым, а также cоздателем Фонда поддержки малого бизнеса в науке И.М. Бортником, которые рассказали о соответствующих федеральных программах.
Если говорить о составе молодых участников, то в этом году в работе Школы приняло участие 120 человек с устными и стендовыми докладами. Среди них были представители не только Москвы, но и Владивостока, Екатеринбурга, Махачкалы, Новосибирска, Томска, Иркутска, Минска и других городов. Все работы, представленные на заседаниях Школы, прошли серьезный отбор. На Школу персонально приглашаются молодые ученые и учащиеся, рекомендованные ведущими учеными, руководителями научных школ и центров при условии, что оргкомитет одобрил содержание тезисов планируемых выступлений. Поэтому с уверенностью можно говорить, что в работе школы приняли участие одни из лучших и сильнейших молодых ученых, подающих большие надежды. Труды, представленные участниками Школ, издаются.
На фото: Во время лекции одного из приглашенных ученых
|
«Было интересно посмотреть, что такое Школа молодых ученых в Москве, что она может дать. Мне понравились доклады, которые делали лекторы: уровень докладов очень высок, да и темы очень интересные, хотя они из другой области физики, чем та, которой я занимаюсь - химической физики. В целом же тематика Школы очень познавательна и увлекательна» - сказала аспирант Института химической кинетики и горения из Новосибирска Александра Пыряева.
Важной составляющей Школы являлись молодежные сессии устных докладов, на которых участники представляли результаты своих исследований, полученные лично либо в составе научных групп, членами которых они являются. Каждый доклад вызывал живые дискуссии. По мнению самих докладчиков, подобные выступления представляют собой дополнительную школу, где они учатся принимать участие в научных диспутах, отстаивать свою точку зрения, объяснять важность проводимых исследований и полученных результатов людям, далеким от соответствующих областей физики, что само по себе немаловажное умение для будущих ученых.
Живые споры и увлеченные дискуссии разгорались и на стендовых сессиях, где каждому из докладчиков приходилось решать довольно-таки трудную задачу – за очень малый промежуток времени (и пространства) успеть рассказать то, что волнует, услышать, понять и убедить оппонентов.
Все, что не удалось обсудить в рамках официальной части, молодые ученые продолжали обсуждать в менее формальной атмосфере дискуссий, проходивших ежевечерне. Такой формат общения, к тому же, позволил им завязать и дружеские контакты, которые, можно надеяться, в дальнейшем могут перерасти в научное сотрудничество, приносящее свои плоды.
«На лекциях было очень много интересного и познавательного. Здесь я узнала много такого, что вряд ли узнала бы еще где-нибудь. А еще познакомилась с ребятами из других городов, что было не менее интересно, чем программа Школы.
Представление собственного доклада - событие очень волнительное, сильно переживала. Я с удовольствием побывала здесь и, если представится возможность, с радостью приеду вновь» – сказала Елена Милютина, студентка 4 курса Иркутского государственного университета.
На фото: Стендовая сессия
Несмотря на большое число высказанных пожеланий по возможному совершенствованию работы, все приехавшие в этом году в Звенигород, согласились с тем, что подобные Школы не просто место интересных встреч, а увлекательные и познавательные мероприятия, которые помогают одним узнать что-то совершенно новое и увлечься им, другим – утвердиться в своем желании заниматься уже выбранным направлением в физике. И надо сказать, что среди побывавших там не было ни одного, кто сожалел бы об этом…
Е. Любченко, АНИ «ФИАН-Информ»
27.11.2012